ИНФОРМАЦИЯ 27.11.2022
После Иссык Куля мы поехали через всю Киргизию, через Внутренний Тянь Шань и Нарынскую котловину на юг, в г. Ош, который называют южной столицей Кыргызстана… Сразу за ним начинается Памирский тракт и путь на Памир.
Первый перевал в 2800 метров мы преодолели днем, относительно легко, на нашей полном приводе и новой зимней резине.
Но на границе Нарынской и Джалал Абадской областей есть еще один сложнейший перевал, после Казармана и Атая, и на него мы начали подъем уже в сумерках. Дорога очень узкая, проходит по краю пропасти, ограждений, разумеется, никаких. Машин по дороге не встречали вообще. Дорогая тяжелая и опасная, но первое время еще терпимая.
Но чем выше мы поднимались на перевал, тем хуже становилась дорога. Уже совсем стемнело, и на дороге начал появляться снег. Он выпал совсем недавно, очевидно днем. Постепенно, по мере подъема по горному серпантину вверх, с набором высоты, снега становилось все больше и больше, а глубина его резко увеличивалась. При этом мы ехали на этой дороге после того, как он выпал первые – следов на снегу от других машин не было!
Чем ближе к перевалу, тем серпантин становился круче и круче. Машина еще тянула вверх, но все тяжелее и тяжелее, глубина снега увеличивалась. Да и на заснеженной дороге в условиях снега и темноты практически не видно ее границы, сама дорога узкая, справа-гора, а слева – пропасть. Реально стремно, я старался держаться как можно ближе к горе, но это тоже небезопасно было из за периодически падающих камней.
Узость дороги долгое время не позволяла нам развернуться. И вот наконец показался небольшой пятачок, где теоретически можно было выполнить разворот. Я остановился на нем, вышел из машины и решил пройти немного вперед пешком, посмотреть что там дальше. Снега впереди становилось все больше и больше, левого края дороги не видно совсем, снег сливался с облаками. Сколько до перевала – непонятно, можно там реально было застрять в снегу, ну или не спуститься вниз.
В общем, продолжение движения в этих условиях было бы самоубийством. Я вернулся в машину и озвучил всем свое решение, как водителя, несущего за всех ответственность: ДВИЖЕНИЕ ДАЛЬШЕ ПРЕКРАТИТЬ, ПРОБОВАТЬ РАЗВЕРНУТЬСЯ И СПУСКАТЬСЯ ВНИЗ!
Теперь предстоял разворот, пожалуй, самый экстремальный в моей жизни. На участке шириной несколько метров. С одной стороны гора , с другой пропасть. И ни фига не видно в тумане.
На машине с автоматической коробкой передач, с снегу, где нужно поддать газу, что бы его преодолеть, и так, чтобы не улететь в пропасть… Женщинам я сказал выйти из машины…. На всякий случай. Ирины вдвоем вышли из машины, и стали сзади машины, с двух сторон, у самой пропасти, они служили мне ориентиром края пропасти…
Ну и потихоньку начал разворачиваться… Буквально по нескольку сантиметров вперед-назад…. В итоге мы смогли развернуться и поехали вниз… Часа через два спустились в село, нашли через местных жителей ночлег и заночевали в Казармане…
Весь дальнейший экспедиционный план был нарушен. Мы не успевали на Памир… Пока ехали, включили радио, там играла забавная песня Зиверт, со словами: «а нам по барабану, если все не по плану, то мы переиграем»… «Матрица» «прикололась»… Улыбнуло. Надо бы сделать эту песню нашим неофициальным гимном… Вот она https://www.google.com/search?q=а+%D0%BDа%D0%BC+по+%D..
Как же попасть в Ош? Как нам «переиграть то, что пошло не по плану»? Я понимал, что надо было как то выскочить из Нарынской котловины, и выехать на трассу Бишкек-Ош. Ну и поехали снова по навигатору, и вскоре поняли, что опять поехали не туда… Заново поиск маршрута… Нашли единственный путь, ведущий через горы на дорогу Ош-Бишкек. Через Суусамыр. Совершенно адекватная грунтовка, ну после вчерашних перевалов, конечно. Но на этот путь у нас ушел весь световой день, до Оша еще было очень далеко, и нам пришлось ночевать в дороге, в городе Каракуль.
В итоге мы приехали в Ош только к вечеру аж следующего дня, потеряв два дня и сделав крюк более чем в 600 км! А через день заканчивался срок аренды машины, ее нужно было сдавать. Шансов попасть на Памир не было никаких!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…